Ижевск
Муниципальное образование "Город Ижевск"

История

Город Ижевск основан в междуречье рек Камы и Вятки 10 апреля 1760 года, когда началось сооружение плотины через реку Иж и корпусов железоделательного завода графа Петра Ивановича Шувалова.

«Второе рождение» Ижевска произошло 10 июня 1807 года, когда выдающийся горный инженер и талантливый организатор А.Ф. Дерябин основал оружейный завод, третий в России после Тульского и Сестрорецкого. Поселок при заводе быстро разрастался. К 1863 году в заводском селении насчитывалось уже более 22 тысяч жителей.

С развитием промышленности на рубеже XIX-ХХ веков Ижевск перешел в разряд одного из промышленных центров Урала. По численности жителей поселок при заводе превосходил в два раза главный город губернии Вятку, в десять раз - Глазов. В начале 1914 года правление Ижевско-Нагорной волости и рабочие Ижевского завода обратились к уездному начальству с просьбой о преобразовании Ижевска в город; но вопрос решен не был. 21 февраля 1918 года Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановил явочным порядком преобразовать поселок Ижевский завод в город Ижевск. Лишь 6 июля 1925 года Постановлением ВЦИК Ижевску был официально присвоен статус города. 25 июня 1921 года Ижевск становится центром Вотской автономной области; позднее – Удмуртской автономной области, Удмуртской АССР, Удмуртской Республики.

В советское время число заводов на Иже начинает увеличиваться: Ижевский завод был разделён на Ижмашзавод и Ижстальзавод (1939), основан Мотозавод (1933), Механический (1942) и Электромеханический заводы (1957), Редукторный завод (1946), Завод нефтяного машиностроения (1956), Подшипниковый завод (1957), Радиозавод (1958), Завод бумагоделательных машин (1960), Автомобильный завод (1966), Завод пластмасс (1972).Именно эти предприятия составляли костяк ижевской индустрии. Несмотря на мирные названия, большая часть этих заводов специализировалась на продукции оборонного назначения: так, стрелковое оружие выпускалось на Машиностроительном и Механическом заводах, Зенитно-ракетные комплексы — на электромеханическом, приборы и системы управления военного назначения — на Мотозаводе и т.д. Такое индустриальное изобилие объясняло удивительно быстрый рост города и высокую развитость городской инфраструктуры в Ижевске, поскольку в советское время предприятия, в дополнение к своему непосредственному назначению, несли также расходы по содержанию социальной сферы города (жильё, медицина, культура, спорт).

В годы Великой Отечественной войны Ижевск был практически единственным городом страны, в котором выпускалось стрелковое оружие. Ижевский машиностроительный завод ежесуточно вооружал стрелковую и авиационную дивизии, с первых дней войны вся высококачественная сталь Ижевского металлургического завода шла на производство танков, самолетов, орудий, пулеметов, винтовок и других видов оружия.


Название города не зря ассоциируется у многих людей с именем Михаила Калашникова. В 1948 году в городе начался выпуск «АК-47». Автомат Калашникова и его модификации являются самымраспространённым стрелковым оружием в мире. 12 декабря 1966 года был выпущен первый ижевский автомобиль, началось активное развитие автомобилестроения, и через четыре года во всю мощь заработал конвейер. В 1978 году Ижевск был награжден орденом Октябрьской революции.

Сегодня Ижевск – это современный город со сформированной инженерной инфраструктурой, транспортной сетью, развитым коммунальным хозяйством и жилым фондом, с разветвленной сетью социальных объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность города. 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie